Почему консорциум желает осуществить этот проект?

Нынешняя экономическая ситуация в мире, а также продолжающиеся социальные изменения создают особые требования к системам образования, с которыми они могут справиться. Широкое распространение компьютерных и информационных технологий оказывает значительное влияние как на учебный процесс, так и на специфическое восприятие новых данных каждым человеком. Это приводит к переходу от модели образования «передача знаний от учителю-ученику» к формированию практических навыков работы. Ведущие страны ЕС в области образовательных услуг уже давно учли этот фактор как в регулировании своей системы образования, так и в разработке учебных программ и добились значительного прогресса на этом пути. Сегодня качество современного образования в ЕС привлекает тысячи студентов со всего мира. Прогрессирующее экономическое развитие стран-партнеров выдвигает аналогичные требования к изменению образовательной среды. Это произошло как из-за интенсификации международного сотрудничества, так и за счет аналогичной эволюции внутренней экономической среды в свете развития рыночной экономики. Это требует глубокого изучения ведущих европейских образовательных систем и дальнейшей систематической интеграции такого опыта в специфическую образовательную культуру стран-партнеров.

Нынешняя стратегия развития стран-партнеров подчеркивает концентрацию усилий в областях подготовки учителей и науки в области образования, что также является целью проекта. Современные особенности развития образовательной среды в России и Казахстане заключаются в сочетании современных и традиционных подходов к обучению, что характерно для переходного периода в любой отрасли. Однако в последние годы становится очевидным, что развитие бизнеса значительно опережает развитие системы образования.

Проект предполагает привлечение опыта ведущих европейских университетов и российской практики к общему знаменателю. Это приведет к более уверенному и поспешному преобразованию подготовки студентов к международным стандартам в целях поддержки стратегического развития стран-партнеров.

Безусловно, помимо практической ориентации сектора образования стран-партнеров существует много других проблем, связанных с вышеупомянутым переходным периодом и требующих сознательного решения. Однако этот аспект особенно выделяется в связи с растущими признаками растущего разрыва между ожиданиями работодателей и квалификацией выпускников, а также сохраняющейся трудностью установления связи между предприятиями и университетами в странах-партнерах.

С одной стороны, ухудшение экономических условий заставляет компании искать сотрудников, которые могут решить проблемы и оперативные вопросы на своем уровне сразу же после найма. Другими словами, требования к практическому знанию выпускников и их пониманию реальных деловых операций быстро возрастают. Однако существующая система обучения с более академическим и гетерогенным подходом к пониманию реальных потребностей бизнеса не оправдывает ожиданий работодателей. Это последовательно приводит к неоправданному увеличению заработной платы специалистов с опытом, раздуванию инфляции, увеличению расходов на браконьерство опытных профессионалов в отрасли, а также установлению ограничений на карьерный потолок выпускников и в целом снижает возможности для их трудоустройства. С другой стороны, многие компании уже понимают необходимость работать с университетами, чтобы корректировать свои будущие рабочие конвейеры и разрабатывать новые проекты. Но отсутствие контрольной точки на государственном уровне в отношении того, как это сотрудничество должно быть сделано в России или других странах-партнерах, приводит к огромным разногласиям в работе с вузами, обычно заканчивающимися разочарованием обеих сторон. Корректировка проблемы проекта будет способствовать решению этих проблем посредством цепной реакции.

Являясь одним из крупнейших ведущих университетов России, РУДН имеет серьезные контакты с ведущими компаниями из разных секторов экономики, с одной стороны, и с огромным количеством российских и зарубежных университетов — с другой. Текущая работа с работодателями, включая крупные европейские транснациональные компании, такие как OBI и Nestle, предоставляет информацию не только как официальную обратную связь о наших выпускниках, но также об общей ситуации с персоналом в различных отраслях экономики России и Казахстана. За последние несколько лет эта информация стала приобретать все более однонаправленный характер, что позволило сформировать понимание необходимости этого проекта в качестве научного исследования проблемы улучшения сотрудничества бизнеса и университетов. С другой стороны, участие в межвузовских коммуникациях РУДН дало информацию об особенностях и разнообразии методов делового сотрудничества учебных заведений, которые не вполне вписываются в текущую стратегию развития стран-партнеров. Наконец,процесс подготовки следующей версии образовательного стандарта Министерства образования  признал необходимость разработки нового систематического подхода к рассматриваемой практике сотрудничества.

Идея проекта взята из партнерского опыта университета. Университет дружбы народов и КазНУ имели давнее сотрудничество с крупными международными, казахстанскими и российскими компаниями. ЕНУ имеет опыт как в местных, так и в европейских проектах, а также в практической практике сотрудничества бизнес-вуз в сфере образования. Самарский и Орловский университеты обладают опытом работы и сотрудничества с работодателями в различных регионах с различными экономическими условиями. Межвузовская дискуссия о проблемах практического обучения выпускников уже давно проводится на различных межвузовских конференциях в странах-партнерах. Однако в последние годы интенсивность дискуссий постепенно увеличивалась из-за изменений в экономической ситуации, а также дальнейшего развития рыночных институтов в экономике стран-партнеров. В недавнем заявлении представителя российского Министерства образования на конференции в РУДН также содержалось подтверждение приоритета практики сотрудничества бизнеса и вузов.

X